Указанная болезнь имеет несколько форм. При легкой степени ребенка с особенностью практически невозможно отличить от здорового. Однако в тяжелых формах болезни устанавливается инвалидность. Для того, чтобы дети с умственной отсталостью могли полноценно жить и приобщиться к окружающей среде, необходимо обращаться к олигофренопедагогу.
Олигофренопедагогикой называют область дефектологии, занимающуюся вопросами воспитания детей, у которых случилось нарушение интеллекта, а также изучающую пути обучения и коррекции недостатков развития.
По сути, направление сочетает в себе следующие науки:
Отсталость у детей впервые стали изучать в XIX веке, когда окружающие стали осознавать, что ребенок, имеющий нарушения в развитии, требует не только сострадания, но обучения, социализации. Сегодня олигофренопедагогика включает индивидуальные коррекционно-развивающие работы, основанные на преодолении социальной недостаточности.
Олигофренопедагог должен отзывчиво относиться к пациентам, быть наблюдательным, тактичным, терпеливым. Особенно важно обладать грамотной и внятной речью, хорошо поставленным голосом, стрессоустойчивостью, крепкой нервной системой.
Специалист данного направления оказывает помощь детям с умственными отклонениями, чтобы те умели приспосабливаться в обществе и коллективе, а также пытается найти пути корректировки нарушений интеллектуального развития. Олигофренопедагог не в силах полностью вылечить болезнь, возникшую из-за генетической предрасположенности, ошибок врачей или травмами. Однако он создает все условия для того, чтобы ребенок мог справляться с тяжелыми жизненными ситуациями.
Кроме того, в задачи профессионала входит:
Главное правило олигофренопедагога – быть оптимистически настроенным в работе с «особенными» детьми. Ведь без надежды не работает ни одна методика и программа. Процесс реабилитации ребенка-инвалида требует как эмоциональной устойчивость, так и больших физических нагрузок, поэтому к каждому пациенту следует подходить как к индивидуальной личности.
Объектами олигофренопедагогики становятся не только дети, но и их родители, которым оказывают профессиональную помощь в понимании дитя, а также в содействии его адаптации к миру.
На практике специалист указанного направления проводит следующие работы:
Отличия олигофренопедагогики, дефектологии и логопедии
Дефектология является самостоятельной научной дисциплиной, представители которой занимаются с детьми с физическими или психическими отставаниями в развития. Такими отклонениями могут быть нарушения:
В свою очередь олигофренопедагогика и логопедия являются подразделами дефектологии. Как уже было сказано до этого, олигофренопедагоги работают с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а логопеды специализируются на устранении расстройств речевого развития.
Чтобы стать олигофренопедагогом, можно пройти стандартное обучение в педагогическом высшем учебном заведении или колледже по направлению подготовки «Дефектология». Однако если уже было получено педагогическое или психологическое образование, то оптимальным решением станет пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки.
В АНО "ЦДО" вы сможете пройти обучение по олигофренопедагогике посредством образовательных технологий. Учебный план разработан на основе обучающих программ для сотрудников школ и центров образования детей с ограниченными возможностями. Слушатели могут записаться на курс, предоставив диплом о педагогическом образовании и документацию, удостоверяющую личность.